Сайт Удмуртского Государственного Университета
 16+
Сайт научной библиотеки УдГУ
 
Сегодня: Четверг, 18.08.2022. Новости | Поиск в ЭК | Вестник УдГУ | Виртуальные выставки | УдГУ | Студенческий Портал
Имя
Пароль
***
с 4 мая по 30 июня 2022 года
Быть голосом своей эпохи: литература и культура ФРГ
Тематическая выставка
23 мая 1949 года на заседании в Бонне Парламентского совета под контролем военных губернаторов была провозглашена Федеративная Республика Германия, просуществовавшая вплоть до 1990 года, когда страна была объединена. Судьбы немцев двух немецких государств во многом определили пути развития литературы в Западной Германии, которая впитывала в себя тенденции, сложившиеся в западных странах.
На выставке представлены произведения видных писателей Западной Германии и литературная критика, глубже раскрывающая их идеи и замыслы и показывающая суть эпохи, продлившейся несколько десятилетий.
(ОИРИЯ, к. 403 (Зал ресурсов на иностранных языках), тел. 916-353)
Список литературы Обзор Фото

Политические реалии – образование ФРГ и ГДР после войны – привели к разделению и литературного процесса. Произошло размежевание тенденций в литературе обеих частей бывшей единой Германии.
В западноевропейской литературе того времени вообще одной из основных тем, утвердившейся на многие годы, стала тема обманутого поколения. К ней обращались Вольфганг Кёппен, Ганс Вернер Рихтер, Генрих Бёлль, Мартин Вальзер. Наиболее ярко она прозвучала в творчестве известного писателя Вольфганга Борхерта. Он был одним из самых видных представителей так называемой «литературы развалин» или «литературы руин», определявшей идеологию «штунде нуль» («час ноль»), которая подразумевала, что после разгрома гитлеровского рейха развитие всех видов искусства будет начинаться «на пустом месте». Метафора «час ноль» вошла в обиход послевоенного периода как выражение распавшейся связи времён и как надежда на кардинально новое начало.
Но наряду с исследованием прошлого некоторые из молодых авторов послевоенного времени стали обращаться и к другим темам, переходя на позиции экзистенциализма. В экзистенциализме – направлении в философии иррационализма XX века – главным признаётся уникальность человеческого бытия. Писателей так называемой «внутренней эмиграции», таких как Ганс Эрих Носсак и Герман Казак, интересовали проблемы личности и ее отношения к миру и окружающим её людям, феномены смерти и жизни как движения к смерти.
Огромный массив послевоенной немецкой литературы составляла так называемая аутентичная литература, стремившаяся с максимальной достоверностью передать чувства и переживания немцев: узников концлагерей; солдат, прошедших через тяготы войны; боль, отчаяние и надежду тех, кто пытался противостоять фашизму. Именно эта литература могла бы служить подтверждением известного тезиса Т. Адорно о невозможности литературного творчества после Освенцима. Но на практике оказалось, что пережитые страдания при попытке вербализовать их словно бы сами начинали требовать эпитетов, сравнений, метафор, и стремившийся к аутентичности текст непроизвольно, как бы помимо воли автора, трансформировался в художественный.
После раздела Германии долгие годы в ФРГ поощрялась всякого рода реваншистская, националистическая литература, выпускались книги о военных приключениях, пронизанные Шовинистическим духом и едва прикрытой идеализацией Гитлера. Но честные писатели ФРГ видят правду и стремятся ее раскрывать перед читателями; их творчество резко критично, пронизано стремлением не допустить возрождения фашистской идеологии.
Писатель Л. Франк верил в победу демократических сил, которые обуздают фашизм, и показывал их развитие. К этим выводам подводит и его автобиографический роман «Слева, где сердце» (1952). В образе главного героя Михаэля важны его типические, а не автобиографические черты. Писатель проследил жизненный путь лирического героя — его духовное развитие — от эстетического бунта, от индивидуализма к признанию необходимости социалистического "строя. Вначале Михаэль добр, гуманен, но только в антифашистской деятельности он становится активным борцом за гуманизм. Увидев, что творится в ФРГ, он клеймит возрождение нацизма и бредовые планы атомной войны.
В романах и рассказах Генриха Бёлля вопросы этики и нравственного противостояния общественному злу ставятся с особенной остротой. Бёлль вошел в литературу противником милитаризма. Центральная тема его творчества — антивоенная. Писатель развенчивает гитлеровский культ войны и завоевателей. Герой романа «И не сказал ни единого слова» (1952) Фред из стихийного протеста дезертировал с фронта. Он любит жену и детей, но война и бедность сделали его неврастеником. Он опускается все ниже, ищет одиночества и уходит от семьи. Бёлль заставляет поверить, что Фред вернется. Возвращение Фреда предопределено его начавшимся нравственным пробуждением. Но Бёлль связывает преодоление Фредом духовной прострации с благотворным влиянием католической религии.
Более непримирим тон повести «Хлеб ранних лет» (1955). В ней без снисходительности осуждается собственнический эгоизм немецкой буржуазии и поведение немецкой интеллигенции в годы фашизма и в послевоенное время.
Политический роман «Потерянная честь Катарины Блум» повествует о молодой, привлекательной женщине. Поддавшись неожиданному порыву, она проводит ночь с человеком, которого подозревают в политическом терроризме. В ее скромную квартирку в бронежилетах и с автоматами врывается полиция, а затем бездушная и грубая машина государственной безопасности и пресса превращают ее жизнь в кошмар, от которого нет пробуждения.
Немало немецких писателей XX века родились и выросли на землях со смешанным (польско-немецким, чешско-немецким, сербо-лужицко-немецким, немецко-французским) населением. Известнейший писатель Гюнтер Грасс, воспитанный в немецкоязычной среде, приобщенный к немецкой культуре, в то же время оказался причастен к полякам и кашубам — его бабушка по материнской линии была кашубкой. Не поэтому ли так по-особому колоритна фигура бабушки в первом знаменитом романе Грасса «Жестяной барабан»? Он был опубликован в 1959 г. Сразу после выхода в свет роман вызвал необычно бурную для Западной Германии тех времен реакцию, как читателей, так и критиков. Никто не мог ожидать, что автор, пишущий на немецком языке, может так непредвзято, без какого-либо пиетета и национальных комплексов избранничества (не отошедших в прошлое и после падения нацизма и поражения в войне) оценить историю Германии XX столетия. Роман подчеркнуто, вызывающе антипатриотичен: все сугубо немецкое, традиционное автор подверг злой и жесткой, бесспорно заслуженной критике и насмешке. Миф о величии германской нации и поэтичности немецкого духа разбивается последовательно и беспощадно.
Одним из самых знаменитых романов, написанных на немецком языке, стал переведенный более чем на 40 языков «Парфюмер. История одного убийцы» Патрика Зюскинда. В нем объединены многие приемы, известные писателям в мировой литературе. С одной стороны, автор старается создать впечатление, что все события происходят в реальности. В романе называется много конкретных дат, тщательно и подробно описываются места действия. Автор изображает в своем произведении необычного человека, рожденного без своего запаха, но мечтающего создать аромат, способный покорить мир, и готового ради этого на все, вплоть до убийства.
Что касается драматургии ФРГ, то, в отличие от ГДР, где в 50-е годы весьма популярен театр Брехта (в конце жизни он называл его «диалектическим»), в ФРГ в 60-е годы был распространен так называемый «документальный театр». Он представлял актуальные политические и социальные события с хроникальной точностью, используя документы (отчеты, репортажи, интервью, юридическую документацию). На сцене драматурги старались также как можно более точно воссоздать аутентичную атмосферу, например, зала суда. Важной целью этого театра было просвещение зрителей, иногда даже агитация. Основными представителями этого направления были Петер Вайс, Рольф Хохут и др. Впрочем, «документальный театр» был популярен недолго и скоро уступил место исторической драматургии, возродившись лишь в конце 90-х годов.
Шилина К.В.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка обязательна!
Для отзывов, замечаний и предложений пишите сюда: webmaster@lib.udsu.ru
 
[ Время генерации страницы: 0.003(0.000) сек. и 6 запрос(а,ов) к базе данных ]
Яндекс.Метрика